"Краткое толкование священнейшей молитвы Отче наш
Отче наш! - потому что Он наш Создатель, сотворивший нас из ничего, и потому что через Сына Своего по естеству сделался для нас Отцом по благодати.
Иже еси на небесех - потому что Он почивает во святых, будучи свят, как написано; святее же нас Ангелы, пребывающие на Небе, и чище земли - Небо. Потому Бог преимущественно и есть на Небесах.
Да святится имя Твое.
Поелику Ты свят, то освяти имя Своё и в нас, освяти и нас так, чтобы мы, сделавшись Твоими, могли святить Твое имя, возвещать его, как святое, прославлять его в себе, а не хулить.
Да приидет Царствие Твое.
Будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не врагом за наши злые дела.
И да приидет Царствие Твое - последний день, когда Ты примешь Царство над всеми (и над врагами также), и Царство твое будет вечно, каково оно и есть.
Ожидает оно, впрочем, достойных и готовых к тому времени.
Да будет воля Твоя, яко на небеса, и земли.
Утверди нас, как Ангелов, чтобы воля Твоя была исполняема в нас и нами, как и в них; да будет не наша воля страстная и человеческая, но Твоя без страстная и святая.
И как Ты соединил земное с Небесным, так и в нас, находящихся на земле, да будет Небесное.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Хотя мы просим и о Небесном, но мы смертны и как люди просим для поддержания нашего существования и хлеба, зная, что и он - от Тебя и что Ты один ни в чем не имеешь нужды, а мы связаны нуждами и в Тебе полагаем дерзновение своё.
Прося только хлеба, мы не просим излишнего, (но - необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться о завтрашнем дне, потому что Ты печёшься о нас и в настоящий день, будешь заботиться и завтра, и всегда.
Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь - Хлеб живой, Небесный, Всесвятое Тело живого Слова.
Кто не будет есть этот Хлеб, тот не будет иметь в себе жизни (354).
Это - Хлеб насущный, потому что Он укрепляет и освящает душу и тело, и ядущий хлеб сей будет жить вовек(355).
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
В этом прошении выражены весь смысл и вся сущность божественного Евангелия, ибо Слово Божие и пришло в мир для того, чтобы оставить нам наши беззакония и грехи, и, воплотившись, для этой цели совершило все: пролило Свою кровь, даровало Таинства во оставление грехов и это заповедало и законоположило.
Прощайте, и прощены будете, - говори. Оно (356)
И на вопрос Петра, сколько раз в день отпускать согрешившему, отвечает: до седмижды семидесяти раз имея в виду: без счета(357).
Кроме того, Слово Божие определяет этим успех самой молитвы, свидетельствуя, что если молящийся отпустит, то отпустится и ему, и если оставит, то оставится и ему, причем оставится в той мере, в какой он оставит (358) грехи против ближнего и Создателя, потому что этого хочет Владыка.
Ибо все мы равны по природе и все вместе рабы, все погрешаем, отпуская не много, получаем весьма много, и давая прощение людям, сами получаем прощение от Бога.
И не введи нас во искушение,
потому что весьма много у нас искусителей, полных зависти и всегда враждебных, и много искушений от демонов, от людей, от тела и от безпечности души.
Искушениям подвергаются все: и подвизающиеся, и нерадящие о спасении, праведники даже больше, для их испытания и возвышения.
Они тем более имеют нужду в терпении, потому что дух, хотя и бодр, но плоть немощна.
Искушение будет и в том случае, если ты презришь брата, если соблазнишь его, оскорбишь, или покажешь безпечность и нерадение о делах благочестия. Поэтому, чем бы мы ни согрешили пред Богом и братом, мы просим помиловать нас, сами милуя и отпуская, и просим не ввести нас во искушение.
Если кто даже и праведен, пусть не надеется на себя самого, потому что праведным можно быть только при смирении, милосердии и отпущении другим их грехов.
Но избави нас от лукавого,
потому что он - непримиримый, неутомимый и неистовый враг наш, а мы перед ним слабы, так как он имеет тончайшую и неусыпную природу - враг лукавый, изобретающий и сплетающий нам тысячи козней и всегда измышляющий для нас опасности.
И если нас не исхитишь из них Ты, Создатель и Владыко всего и самого лукавого, диавола с его клевретами, и Ангелов, и нас, то кто возможет исторгнуть нас?
У нас нет сил постоянно противоборствовать этому невещественному врагу, столь завистливому, коварному и хитрому.
Избави же нас Сам от него.
Яко твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь.
И кто искусит и оскорбит находящихся под Твоим владычеством, Боже всего и Владыко, владеющий и Ангелами?
Или кто противостанет Твоей силе? - Никто, ибо всех Ты сотворил и соблюдаешь.
Или кто противостанет славе Твоей? Кто дерзнет? Или кто может объять её?
Ею исполнены небо и земля, и она превыше Небес и Ангелов, потому что Ты един - всегда сущий и вечный.
И Твоя слава, Царство и сила Отца и Сына и Святого Духа во веки веков, аминь, т. е. поистине, несомненно и подлинно.
Ты - Царь сильный и славимый вовеки".
http://www.hnir.ru/t...itvi-otce-nash/
P.S. Очень много важного собрано в этой молитве,
как я понимаю. Кто лучше в этом разбирается,
если не так, поправьте меня, пожалуйста.
Заранее благодарю!!!
Изображение:
http://inspiredfountain.files.wordpress.co...10/02/bible.jpg